Global Anti-Nazi Charter

Section 1. Preamble

Global anti-Nazi charter – is an international declaration of fundamental principles of anti-Nazi activity, which is based on common objectives and principles of combating racism, xenophobia, radical nationalism, religious hatred and neo-Nazism.

Global anti-Nazi charter calls upon humankind to establish moral, political and legal barriers to the spread of the ideology of hatred, which is a fertile ground for the growth of neo-Nazi sentiments that can escalate into physical acts of violence, up to outbreaks of war of local, regional and global level.

Global anti-Nazi charter is aimed at awakening a shared sense of responsibility in people, for peace and prosperity in present and the future. Its goal – a world without Nazism, aggressive nationalism and hatred!

Global anti-Nazi charter, as a general document of the International Human Rights Movement “World Without Nazism”, is intended for wide distribution among all people of good will for their familiarisation with the problem. The charter gives people an opportunity to express their views on this issue and contribute to the fight against the spread of radical nationalist and neo-Nazi ideas.

Contents of the Global anti-Nazi Charter are published on the HRM “World Without Nazism” website – www.stopnazism.org. Adherence to the Charter is done through electronic signature under the text of the document.

Section 2. Terminology

Nazism (abbreviation for National Socialist Party of Germany) – ideology and practice of Hitler’s regime in Germany (1933-1945). Nazism is based on the racial theory, as well as fascist and totalitarian terrorist methods of power. Means for implementation of Nazi ideas became military aggression and genocide.

Neo-Nazism (anc. Greek: νέος — new Nazism) — general term for the ideology of political or social movements that emerged after World War II, which profess National Socialist or near-National Socialist views, or declare themselves followers of the National Socialist German Workers’ Party (NSDAP). Neo-Nazism borrows elements from the Nazi doctrine, including chauvinism, fascism, racism, xenophobia, homophobia and anti-Semitism. Holocaust denial is a characteristic feature of neo-Nazism, as well as, for example, the use of Nazi symbols and glorification of Adolf Hitler. It is related to the increase of white nationalism and skinhead movements in many countries. Some European and Latin American countries have adopted laws prohibiting public statements of pro-Nazi, racist, anti-Semitic and homophobic views, as well as Holocaust denial. The use of Nazi symbols is legislatively prohibited in Europe, as a mean of combating neo-Nazism.

Radical nationalism – an ideology and political practice, the basic principle of which is the concept of one nation’s higher worth and its supremacy in the state-forming process, as well as ethnic, cultural and religious intolerance (or any other enmity towards ethnically “alien”).

Anti-Nazism – a political ideology, oppositional to Nazism and neo-Nazism, primary goal of which is preventing the revival and growth of Nazism, preventing the emergence of neo-Nazi and radical nationalist movements and organisations in various countries, and their unification.

Anti-Nazi movement – a socio-political movement in individual countries, and on the international level, that is based on the ideology and practice of anti-Nazism.

Hatred – intense, prolonged, negative feeling, reflecting aversion, disgust and hostility towards an object of hatred – a person, nation, group, inanimate object or a phenomenon.

Hate crime – is a specific term for bias-motivated violence, when the crime is committed due to perpetrator’s hatred towards a certain group of population (for example, individuals of different race, religion, ethnic origin, as well as people of the opposite sex, sexual orientation or political beliefs).

Hatespeech – dissemination, provocation, promotion or justification of racial, national and other types of hatred.

Discrimination (Lat. Discriminatio - "difference") – unjustified difference in individual’s rights and duties based on their actual or perceived membership in a certain group or category. Limitation of rights can be supported by legislation (legal, de jure), country’s adopted religion, or can be based solely on the formed moral norms (informal, de facto). Any significant difference of an individual can be the basis for discrimination, for example, race nationality, citizenship, kinship, gender, religious beliefs, sexual orientation, age, disability, occupation, and so on.

Nazi criminals – organisers, instigators, leaders or executors of war crimes and crimes against peace and humanity, subjected to the jurisdiction of the International Military Tribunal.

Nazi collaborators (collaborators of Nazi criminals) – subordinates of the Nazi regime, persons under military command of Wehrmacht, SS troops, auxiliary police and their allies among the population of the occupied territories, who joined voluntarily or were conscripted to serve in the indicated units, as well as other persons who deliberately assisted executions of criminal orders of Nazi criminals in any form.

Rehabilitation of Nazism – actions expressed in the following:

  • Restoration of rights, granting of national or social awards, as well as establishment of other state or social incentives towards Nazi criminals and their collaborators, including the assignment of their names to streets, squares, settlements and other geographical features, enterprises, institutions, organisations, military equipment units, holiday dates established in their honour;
  • Public justification of Nazi ideology and practice, recognising them as “correct” and in need of support and imitation, as well as public dissemination of the Nazi ideology;
  • Public approval or denial of war crimes, crimes against peace and humanity, that were established by the verdict of the International Military Tribunal, as well as verdicts of national, military or occupational courts, which were based on the International Military Tribunal’s sentence.

Glorification of Nazism and Nazi criminals – intentional actions that deliberately glorify Nazi criminals and their collaborators, as well as their crimes.

Nazi materials – documentation or other form of information intended for publication, regardless of its format, calling for glorification of Nazism, justifying or excusing the need for such activities, including the works by the leaders of the National Socialist German Workers’ Party, Nationalist Fascist Party of Italy, publications justifying or excusing the national and (or) racial superiority or the practice of committing war or other types of crimes, directed at complete or partial extermination of a certain ethnic, social, racial, national or religious group.

Nazi symbolism – banners, badges, uniform attributes, greetings and passwords that in any form reproduce the corresponding symbolism, used by National Socialist German Workers’ Party and the National Fascist Party of Italy: swastika, greeting gestures and other distinctive symbols of government, military and other structures, considered criminal by the International Military Tribunal, as well as symbolism similar to the Nazi to the point of confusion.

Holocaust – persecution and mass murder of Jews living in Germany, territories of its allies and the occupied territories during World War II; systematic persecution and extermination of European Jewry by Nazi Germany and collaborationists during 1933 – 1945 period.

Holocaust denial – assertions that the Holocaust did not exist in the form described by the conventional historiography.

"World Without Nazism" (Rus. - Мир без нацизма, MBN) — international non-governmental organisation, uniting more than 140 national anti-fascist organisations, created in Kiev on July 22 2010; Positions itself as an international human rights movement, designed to form public opinion towards supporting the anti-Nazi movements in various countries.

Section 3. Basis

Based on the provisions of international legal standards for protection of democracy and human rights,

Relying on the judgement of the International Military Tribunal at Nuremberg (1946), on the Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on December 10, 1948), International Covenant on Civil and Political Rights (adopted by the resolution 2200 A (XXI) of the General Assembly from December 16, 1966), The Final Act of the Conference on Security and Cooperation in Europe (adopted at the meeting of the Heads of State and Government - Organisation for Security and Co-operation in Europe (OSCE), Helsinki, August 1, 1975), Charter of Paris for a New Europe (adopted at the meeting of the Heads of State and Government - Organisation for Security and Co-operation in Europe (OSCE), November 21, 1990), Framework Convention for the Protection of National Minorities of the European Council (adopted on February 1, 1995), UN General Assembly resolution “Glorification of Nazism: Inadmissibility of certain practices that contribute to fuelling contemporary forms of racism, racial discrimination, xenophobia and related intolerance” (adopted on November 20 2012),

We, the undersigned, hereby declare that Nazism, neo-Nazism, as well as radical, aggressive nationalism – are interrelated phenomena, based on the ideology of hatred, racial and ethnic inequality.

On this basis, we affirm that Nazism, neo-Nazism and aggressive nationalism is an absolute evil, which leads to hate crimes, discrimination, genocide and wars.

We are convinced that the advocacy of racism, hatred against minorities are not compatible with the principles of democracy and human society.

We believe that the rehabilitation and glorification of Nazism, Nazi criminals and their accomplices, dissemination of Nazi materials and Nazi symbols, as well as Holocaust denial are the hallmarks of neo-Nazism and aggressive nationalism.

We also believe that the violation of rights of ethnic and religious minorities, including the enshrined in legislation discrimination practices against certain social groups, on the basis of their origin, language, culture, religion, attempts to forced assimilation, laying responsibility on entire nations or religions for historical events – all of the above is a manifestation of aggressive nationalism.

We are extremely concerned with the fact that there is a growth in radical nationalist and neo-Nazi sentiments in the modern world. This is reflected in:

  • Increase in number and activity of right-wing extremist and neo-Nazi organisations;
  • General growth of hate crime rate;
  • Wide dissemination of neo-Nazi and radical nationalist ideas in the media and communications;
  • Infiltration of radical nationalists into power in several European countries;
  • Widespread practice of glorification of Nazism and Nazi war criminals in a number of countries, including with support of the authorities, as well as Holocaust denial, discrimination of minority rights, and other.

Facts listed above pose a real threat to democratic values and face the world with the prospect of revision of the fundamental principles of the post-war order and the international legal standards of human rights.

We have to recognise, that all of this creates a serious threat to peace and public order, especially in the era of globalisation, when with all the splendour of cultural and lifestyle diversities, we are becoming a one human family with a common destiny and the only possible perspective – creating a sustainable global community based on principles of equality and respect for universal human rights.

We believe that today, the future of the world community, the whole humankind, is largely determined by the responsibility of civil society, as well as personal responsibility of each individual for the future of their children. We are not indifferent to what kind of society our descendants will live in. Therefore, we accept this Charter as a sign of our concern with the revival of Nazism in the modern world, and as an appeal to the international community to put a barrier to the brown threat in the 21st century.

Section 4. Goals

Our common goals are:

  1. Achieving a sustainable world without Nazism, hatred and discrimination.
    By discrimination, we mean any infringement of civil rights based on race, religion, gender and origin of a person. We are committed to a free and humane world without crimes against humanity, murder, violence, cruelty, abuse and humiliation of human dignity, without the forces that profess hateful ideologies.
  2. Maintaining the post-war world order, preventing the revision of war outcomes, decisions of the International Military Tribunal at Nuremberg (1946), which condemned Nazis, their collaborators and allies, putting an end to the question of the aggressor, the question of who is to blame for the outbreak of World War II.
    Outcome of World War II – victory of forces of good over the forces of absolute evil. It is a new morality, which denies war as a normal way of resolving conflicts, and racism and Nazism as an acceptable ideology; finally, it is the determination of the leaders of all civilised countries never to allow the tragedy of Holocaust to happen again.

Section 5. Principles

In joining the Anti-Nazi Charter, we declare our commitment to the following principles:

  1. Respect for the distinctive cultures of all peoples of the world.
    Developing its culture is the right and duty of every nation, however, each culture has a dignity and value, which must be respected and preserved. In their rich variety and mutual influence, all cultures are part of the common heritage of humankind. Culture of others can only enrich our own culture; it cannot pose a threat to it.
  2. Development of peaceful relations and friendship among nations, and promoting a better understanding of each of their lifestyles.
    The study of history and culture of other nations is the best means for mutual understanding, it is the shortest path to friendship between nations and it is the most effective tool against xenophobia. Cultural cooperation has to promote the establishment of strong and permanent relationships among nations, which should not suffer from tensions that may arise in international relations. Lessons of tolerance should be put into practice in the modern system of education all over the world.
  3. Recognition of equality of all people regardless of their ethnic, racial, religious or geographical origins, their language and culture.
    All people are equal and free from birth. Any discrimination based on race, religion, gender, ethnicity and geographic origin is unacceptable, all people deserve respect and should have equal rights, including ethnic minorities. A person cannot be discriminated against for the actions of their parents or other relatives, actions of other states in the historical past. Other things being equal, these reasons cannot serve as the basis for depriving a person of any rights. This requirement applies to political and civil rights, education, employment, recruitment to the public service, and so forth. The only measures of a person are his human qualities, respect for the law, education, talents and abilities.
  4. Intolerance towards any form of discrimination of a person.
    There can be no justification for discrimination of a person for the reasons listed in paragraph 3 of this section, even if such discrimination is sanctioned by the state and is justified by historical, political, demographic or other reasons. It is necessary to achieve the abolition of discriminatory norms, fight against discriminatory politics and practices, using all legal means. We believe that the international community should prevent tolerance towards all manifestations of neo-Nazism and radical nationalism, attempts to whitewash the Nazis and their collaborators. There should be no compromise with the forces who preach de facto different values to those that formed the basis of Council of Europe in 1949 – values that can be expressed in two words: “NEVER AGAIN!”
  5. Commitment to a culture of tolerance, non-violence and peace.
    It is necessary to encourage and support mutual understanding, international solidarity and cooperation between all people, nations and religions. It is necessary to implement the comprehensive conflict prevention strategies and use the methods of cooperation to address and solve ethnic, religious and other disputes. Peace – is the wholeness, created by being fair to yourself, to other people, other cultures, other life, and to the great unity, part of which we all are.

Section 6. Final declarations

The modern level of globalisation, the spread of weapons (including nuclear) around the planet, the unresolved economic problems – all these are prerequisites for the transformation of any ethnic or religious conflict into a global catastrophe. Therefore, promoting tolerance, speaking of commitment to democracy and freedom of speech, we intend to stand firm against any form of aggressive nationalism, religious extremism and neo-Nazism. We intend to creatively develop and apply this vision at the local, national, regional and global levels.

By putting our signature under this Charter, we declare our commitment to anti-Nazi views, encourage the civil society, governments of nations of the world and every person who shares our goals and principles, to combat the resurgence of Nazism, the spread of aggressive nationalist sentiments and ideology of hatred.

Global anti-Nazi Charter - is an open for signature document that seeks to unite people of different beliefs, different faiths and backgrounds in the struggle against neo-Nazism and aggressive nationalism in the world. Each signature on this Charter - is another voice in defence of democratic values, in favour of peace and equality on this planet, in defence of the future of our children; and this voice cannot be unheard.

The idea of the Charter was proposed at the First General Assembly of the International Human Rights Movement "World Without Nazism" on October 11, 2012, in Strasbourg. The text was coordinated by the Presidium of HRM "World without Nazism" on April 25, 2013, in Torgau, the German city on the Elba River where in April 1945 joined American and Soviet Armies.

Всемирная Антинацистская Хартия

Раздел 1. Преамбула

Всемирная антинацистская хартия — это международная декларация фундаментальных принципов антинацистской деятельности, в основе которой лежат общие цели и принципы противодействия расизму, ксенофобии, радикальному национализму, религиозной ненависти и неонацизму.

Всемирная антинацистская хартия призывает человечество установить моральный, политический и юридический барьеры на пути распространения идеологии ненависти, которая является плодородной почвой для роста неонацистских настроений, способных перерасти в физические акции насилия, вплоть до развязывания воин локального, регионального и мирового уровня.

Всемирная антинацистская хартия направлена на пробуждение в людях чувства общей ответственности за мир и благополучие в настоящем и будущем. Ее цель - мир без нацизма, агрессивного национализма и ненависти!

Всемирная антинацистская хартия, являясь генеральным документом Международного правозащитного движения "Мир без нацизма", предназначена для самого широкого распространения среди всех людей доброй воли с целью их ознакомления с проблемой. Хартия дает людям шанс заявить о своей позиции по этому вопросу и внести свой вклад в борьбу с распространением радикально-националистических и неонацистских идей.

Текст Всемирной антинацистской хартии опубликован на сайте МПД "Мир без нацизма" stopnazism.org. Присоединение к Хартии осуществляется путем электронной подписи под текстом документа.

Раздел 2. Терминология

Нацизм — (сокращение от названия национал-социалистской партии Германии) - название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии 1933-45 гг. Сутью нацизма являются расовая теория, а также фашистские, тоталитарные террористические методы власти. Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид.

Неонаци́зм — общее название идеологии политических или общественных движений, возникших после Второй мировой войны, исповедующих национал-социалистические или близкие к ним взгляды либо объявляющих себя последователями Национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP). Неонацизм заимствует элементы от нацистской доктрины, в том числе шовинизм, фашизм, расизм, ксенофобию, гомофобию и антисемитизм. Отрицание Холокоста является его характерной чертой, так же как, например, использование нацистской символики и воспевание Адольфа Гитлера. Это связано с подъемом белого национализма и движений скинхедов во многих странах мира. В некоторых европейских и латиноамериканских странах приняты законы, запрещающие публичное высказывание пронацистских, расистских, антисемитских и антигомосексуальных взглядов, а также отрицание Холокоста. Использование нацистской символики законодательно запрещено в странах Европы в целях борьбы с неонацизмом.

Радикальный (агрессивный) национализм — идеология и политика, базовыми принципами которых являются тезисы о высшей ценности нации и её первичности в государство образующем процессе, а также этническая, культурная и религиозная нетерпимость (или любая иная неприязнь к этническим «другим»).

Расизм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Антинацизм — оппозиционная нацизму и неонацизму политическая идеология, основной целью которой является противостояние возрождению и развитию нацизма, недопущение возникновения неонацистских и радикально-националистических движений и организаций в разных странах, а также их объединения.

Антинацистское движение — общественно-политическое движение в отдельных странах, а также международного уровня, в основе которого лежит идеология и практика антинацизма.

Ненависть — интенсивное, длительное, отрицательно окрашенное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти - человеку, народу, группе, неодушевленному предмету или явлению.

Преступления на почве ненависти (англ. hatecrime) — преступления против личности, совершаемые преступником под влиянием ненависти к некоторым группам населения (например, лицам иной расы, вероисповедания, этнического происхождения, а также группам иного пола, сексуальной ориентации или политических убеждений).

Разжигание ненависти (англ. hatespeech) — распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой, национальной и другой ненависти.

Дискриминация — неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку. Ограничение прав может быть подкреплено законодательством (де юре), принятой в стране религией или может основываться исключительно на сложившихся моральных нормах (де факто). В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, род занятий и тд.

Нацистские преступники — организаторы, подстрекатели, руководители или исполнители военных преступлений и преступлений против мира и человечности, подлежавшие юрисдикции Международного военного трибунала.

Нацистские пособники (пособники нацистских преступников) — исполнители приказов нацистского режима, военного командования вермахта, военнослужащих СС, вспомогательной полиции и их союзников из числа населения оккупированных территорий, поступившие добровольно или по призыву на службу в указанные подразделения, а также иные лица, умышленно содействовавшие исполнению преступных приказов нацистских преступников в любой форме.

Реабилитация нацизма — действия, выражающиеся в следующем:

  • восстановление в правах, присвоение государственных или общественных наград, а также установление иных государственных или общественных мер поощрения в отношении нацистских преступников и их пособников, в том числе присвоение их имен улицам и площадям, населенным пунктам и иным географическим объектам, предприятиям, учреждениям и организациям, единицам боевой техники, установление в их честь праздничных дат;
  • публичное оправдание идеологии и практики нацизма, признание их правильными, нуждающимися в поддержке и подражании, а также публичное распространение идеологии нацизма;
  • публичное одобрение или отрицание преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности, установленных приговором Международного военного трибунала, а также приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанных на приговоре Международного военного трибунала.

Героизация нацизма и нацистских преступников — умышленное совершение любых деяний, преднамеренно прославляющих нацистских преступников и их пособников, а также совершенные ими преступления.

Нацистские материалы — предназначенные для обнародования документы или иная информация, независимо от формы ее представления, призывающие к героизации нацизма либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, Национальной фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Нацистская символика — знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистской рабочей партией Германии и Национальной фашистской партией Италии: свастики, приветственных жестов и других отличительных знаков государственных, военных и иных структур, признанных преступными Международным военным трибуналом, а также символика, сходная с нацистской до степени смешения;

Холокост — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933—1945 годов.

Отрицание Холокоста — утверждения, согласно которым Холокоста не существовало в том виде, в котором его описывает общепринятая историография.

«Мир без нацизма» (МБН) — международная неправительственная организация, объединяющая более 140 национальных антифашистских организаций, создана в Киеве 22 июня 2010 г. Позиционирует себя как международное правозащитное движение, призванное формировать общественное мнение в направлении поддержки антинацистского движения в разных странах мира.

Раздел 3. Основы

Основываясь на положениях международных правовых норм, направленных на защиту демократии и прав человека,

опираясь на приговор Международного военного трибунала в Нюрнберге (1946), на Всеобщую декларацию прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), Международный акт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (принят на Совещании глав государств и правительств государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки 1 августа 1975 г.), Парижскую Хартию для Новой Европы (принята на Совещании глав государств и правительств государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 21 ноября 1990 г.), Рамочную конвенцию Совета Европы о защите прав национальных меньшинств (принята 1 февраля 1995 г.), Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН "Героизация нацизма: недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости" (принята 20 ноября 2012 года),

мы, нижеподписавшиеся, заявляем, что нацизм, неонацизм, а также радикальный, агрессивный национализм — это взаимосвязанные явления, в основе которых лежит идеология ненависти, расового и этнического неравенства.

На основании этого мы утверждаем, что нацизм, неонацизм и агрессивный национализм — есть абсолютное зло, которое ведет к преступлениям на почве ненависти, дискриминации, геноциду и войнам.

Мы убеждены, что пропаганда расизма, ненависти по отношению к меньшинствам не совместимы с принципами демократии и человеческого общежития.

Мы считаем, что героизация и реабилитация нацизма, нацистских преступников и их пособников, распространение нацистских материалов и нацистской символики, а также отрицание Холокоста являются характерными признаками неонацизма и агрессивного национализма.

Мы также считаем, что нарушение прав этнических и религиозных меньшинств, в том числе закрепленная в законодательстве практика дискриминации отдельных социальных групп по причине их происхождения, языка, религии и культуры, попытки их насильственной ассимиляции, возложение на целые народы или религии ответственности за исторические события — все это является проявлением агрессивного национализма.

Мы крайне озабочены тем, что в современном мире происходит рост радикально-националистических и неонацистских настроений. Это находит свое выражение:

  • в росте численности и активности праворадикальных экстремистских и неонацистских организаций;
  • в общем росте числа преступлений, совершаемых на почве ненависти;
  • в широком распространении неонацистских и радикально-националистических идей с использованием средств массовой информации и коммуникации;
  • в проникновении радикальных националистов во власть в целом ряде европейских стран;
  • в широком распространении в ряде стран, в том числе при поддержке властей, практик героизации нацизма и нацистских преступников, в отрицании Холокоста, в дискриминации прав меньшинств и пр.

Перечисленные факты создают реальную угрозу демократическим ценностям и ставят мир перед перспективой пересмотра основополагающих принципов послевоенного устройства мира и международно-правовых норм в области прав человека.

Мы вынуждены признать, что все это создает серьезную угрозу миру и общественному порядку, особенно в эпоху глобализации, когда при всем великолепии разнообразия культур и образа жизни мы становимся единой человеческой семьей с общей судьбой и единственно возможной перспективой — перспективой создания устойчивого глобального сообщества, основанного принципах равенства и уважения всеобщих прав человека.

Мы считаем, что сегодня будущее мирового сообщества, всего человечества в значительной степени определяется ответственностью гражданского общества, а также персональной ответственностью каждого отдельного человека за будущее своих детей. Нам не безразлично в каком обществе будут жить наши потомки. Поэтому мы принимаем эту Хартию как знак нашей озабоченности проблемой возрождения нацизма в современном мире и как призыв к мировой общественности поставить заслон коричневой опасности в 21 веке.

Раздел 4. Цели

Нашими общими целями являются:

1) Достижение прочного мира без нацизма, ненависти и дискриминации.

Под дискриминацией понимаем любое ущемление гражданских прав по признаку расы, религии, пола и происхождения человека. Мы стремимся к свободному и гуманному миру без преступлений против человечности, убийств, насилия, жестокости, оскорблений и унижений человеческого достоинства, без тех сил, которые исповедуют человеконенавистническую идеологию.

2) Сохранение послевоенного устройства мира, недопущение пересмотра итогов войны, решений Международного военного трибунала в Нюрнберге (1946), осудившего нацистов, их пособников и союзников, поставившего точку в вопросе об агрессоре, в вопросе о том, кто виноват в развязывании Второй мировой войны.

Итог Второй мировой войны – это победа сил добра над силами абсолютного зла. Это новая мораль, отрицающая войну как нормальный способ разрешения конфликтов, а расизм и нацизм как приемлемую идеологию; наконец, это решимость лидеров всех цивилизованных стран не допустить никогда более трагедии Холокоста.

Раздел 5. Принципы

Присоединяясь к Антинацистской Хартии, мы заявляем о своей приверженности следующим принципам:

  1. Уважение к самобытным культурам всех народов мира.

    Развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа, однако каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять. В их богатом многообразии и взаимном влиянии все культуры являются частью общего достояния человечества. Культура других народов может только обогатить собственную культуру, она не может представлять угрозы для нее.
  2. Развитие мирных отношений и дружбы между народами и содействие лучшему пониманию образа жизни каждого из них.

    Изучение истории и культуры других народов является лучшим средством для взаимопонимания, это самый короткий путь к дружбе между народами, это самое эффективное средство против ксенофобии. Культурное сотрудничество должно содействовать установлению между народами прочных и постоянных связей, которые не должны страдать от напряженности, могущей возникать в международных отношениях. Уроки толерантности должны быть внедрены в практику в современную систему образования во всех странах мира.
  3. Признание равенства всех людей вне зависимости от их этнического, расового, религиозного или географического происхождения, их языка и культуры.

    Все люди равны и свободны с рождения. Любая дискриминация по признакам расы, религии, пола, этнического и географического происхождения является недопустимой. Все люди достойны уважения и должны обладать равными правами, в том числе представители национальных меньшинств. Человек не может дискриминироваться также и по причинам, связанным действиями его родителей или других родственников, с действиями других государств в историческом прошлом. При прочих равных данные причины не могут служить основанием для лишения человека каких-либо прав. Это требование распространяется на политические и гражданские права, сферы образования, трудоустройства, приема на работу на государственную службу и пр. Единственным мерилом человека являются его человеческие качества, уважение к закону, образование, таланты и способности.
  4. Нетерпимость по отношению к любым формам дискриминации человека.

    Не может быть оправдания дискриминации человека по причинам, изложенным в п.3 настоящего раздела, даже если эта дискриминация санкционирована государством и оправдывается историческими, политическими, демографическими или иными причинами. Необходимо добиваться отмены дискриминационных норм, бороться с дискриминационной политикой и практикой, используя для этого все законные способы. Мы считаем, что международное сообщество должно препятствовать терпимому отношению к любым проявлениям неонацизма и радикального национализма, попыткам обеления нацистов и их пособников. Не должно быть никакого компромисса с силами, проповедующими де-факто иные ценности, чем те, которые легли в основу Совета Европы в 1949 году и которые можно выразить двумя словами — "НИКОГДА БОЛЬШЕ!".
  5. Приверженность культуре толерантности, ненасилия и мира.

    Необходимо поощрять и поддерживать взаимопонимание, интернациональную солидарность и сотрудничество между всеми людьми, народами и религиями. Нужно применять всеобъемлющие стратегии предотвращения конфликтов и использовать методы сотрудничества для урегулирования и решения межнациональных, межрелигиозных и иных споров. Мир - это цельность, созданная справедливым отношением к себе, к другим людям, другим культурам, другой жизни и ко всему огромному единству, частью которого мы все являемся.

Раздел 6. Итоговые декларации

Современный уровень глобализации, распространение, в том числе ядерных, вооружений по планете, нерешенные экономические проблемы — все это предпосылки для перерастания любого межэтнического или межрелигиозного конфликта в глобальную катастрофу. Поэтому, пропагандируя терпимость и толерантность, говоря о приверженности демократии и свободе слова, мы намерены твердо противостоять любым формам агрессивного национализма, религиозного экстремизма и неонацизма. Мы намерены творчески развивать и применять данную мировоззренческую концепцию на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях.

Ставя свою подпись под данной Хартией, мы декларируем свою приверженность антинацистским взглядам, призываем гражданское общество, правительства народов мира, каждого человека, разделяющего наши цели и принципы, к борьбе с возрождением нацизма, с распространением агрессивно националистических настроений, и идеологии ненависти.

Всемирная Антинацистская Хартия — это открытый для подписания документ, призванный объединить людей разных убеждений, различных вероисповеданий и профессий в борьбе против неонацизма и агрессивного национализма во всем мире. Каждая подпись под этой Хартией – это еще один голос в защиту демократических ценностей, в защиту мира и равноправия на нашей планете, в защиту будущего наших детей. И этот голос не может быть не услышан.

Идея Хартии предложена на Первой Генеральной Ассамблее Международного правозащитного движения «Мир без нацизма» 11 октября 2012 года в Страсбурге. Текст согласован на заседании Президиума МПД «Мир без нацизма» 25 апреля 2013 года в Торгау.